воскресенье, 13 апреля 2025
Тематика конечности для меня сейчас актуальна. Я рада что в один дослушала книгу Ирвина Ялома "Вглядываясь в солнце" и этот фильм.
Это действительно простое, локаничное по своей форме произведение с вечным посылом.
Сюжет чертовски прост: главный герой узнаёт что у него рак, что много лет не жил а существовал, раскачивает свое чувствование, находит смысл и добивается его реализации. Но "фишка" не в сюжете.
читать дальшеГде-то даже раздражает, как долго герой с "стеклянными глазами" смотрит на данность смерти, не может — по-нашему, по-современному — просто и логично «порешать вопросики». Но зрителю стоит принять: встреча со своей смертью — процесс мучительный и небыстрый.
В фильме много тонкой иронии. Уже в начале, когда случайный собеседник говорит: «Если это рак — они скажут, что язва, и не назначат диету», Кандзи Ватанабэ почти физически отползает, отсаживается — от страха. Потом и врач, отказываясь честно сказать: «Да, у вас рак, жить полгода», ведёт себя так же — неспособен на прямоту.
Форма бунта Кандзи против своей прежней жизни — промотать сбережения — немного нелепа, но в этом его искренность. Он не знает, как иначе, но чувствует, что «по-прежнему» — больше не хочет. И, словно тонущий ребёнок (кем он в каком-то смысле и является), он хватается за всё, что попадается под руку — в том числе за радостную, живую коллегу.
Очень сильная сцена, где она спрашивает: «Что тебе, собственно, надо?» — и из него вырывается энергия «навстречу». Он настолько напорист, что пугает её. Со стороны кажется, что он то ли хочет слиться с ней, то ли поглотить — лишь бы научиться жить так же. И, конечно, поэтично, что момент обретения смысла озвучен песней Happy Birthday — ведь по сути он действительно родился заново.
Финал сделан тонко. Пьяные клерки сначала повторяют чужие слова, постепенно меняя позицию: от «площадка — не его заслуга» к «он был великим, и мы тоже будем бороться». В этом — грустная правда о людях: прикоснувшись к экзистенциальной истине чужими руками, мы вроде бы понимаем... но наутро всё забываем. Ведь это не мы прошли путь — значит, вывод не усвоен.
Даже единственный коллега, по-настоящему увидевший Кандзи, в итоге смиряется и повторяет его старые ошибки.
Но мне кажется, в этой сцене всё-таки есть надежда: если однажды ты уже слышал этот «внутренний зов», то, встретив его снова — узнаешь. И, возможно, вспомнишь пример учителя.