Гигантский карлик
Этот Легендарный фильм захватывает не только величественными красками и выверенными диалогами, но и глубочайшей драмой личности. Именно личностный конфликт героя становится его главной движущей силой — и главной трагедией.
Этот текст обращен преимущественно на психологические аспекты данного произведения: мотив и динамику личностности главного героя. Антропоцентричный взгляд заставляет меня отодвинуть на второй план историческую и политическую составляющие как менее важные.
читать дальшеФактура. В фильме нет закадрового голоса, многолов героя, соучастники событий не высказывают мнения о поступках и мотивации. Здесь нет объяснений 'почему и зачем?' – только факты.Это вынуждает внимательнее вглядываться в игру актеров, прислушиваться к немногословным и оттого таким ёмким репликам. Мы вовлекаемся и интерпретируем, составляем собственную картину причинно-следственных связей.
Не это ли искусство?
Герой в начале своего пути. Мы видим дурашливого, игривого, но трепетного и нежного главного героя - Лоуренса. Он "не от мира сего". В нём есть некая болезненность "я не такой как все". Но она не запирает его от мира, а наоборот, толкает вовне. Лоуренс не прячет свою "инаковость", а несёт её как знамя. Он отпускает странные и неуместные комментарии, играет с огнём спички, дерзит старшим и мы увидим множество этих проявлений в первой половине произведения.
Лоуренс человек гуманных взглядов и обладатель морального компаса. Не смотря на военную среду, он не разделяет господствующий взгляд на "ущербность арабов", потому что видит в них людей. Он подружился со своим гидом и когда того застрелили у колодца, он отстаивал свои взгляды на недопустимость пустого и бессмысленного насилия, не смотря на очевидную убыточность и рискованность.
Мотивы. В его самоотверженной поддержке арабов есть два мотива: жажда справедливости и стремление к признанию своей исключительности ("я не такой как вы, но я особенный и заслужу признание"). До определенного момента эти мотивы совпадали, даруя главному герою чувство глубочайшего удовлетворения (успешный переход через пустыню, столь невероятное спасение потерявшегося Гасима, успешные переговоры со вторым народом).
В этой точке, действия Лоуренса ведут к желаемому результату. Он смел, успешен и может созидать иную от навязанной реальность. Его принимают арабы, даруя одеяние шарифа. В трогательной сцене танца с одеждой, мы видим как он по-настоящему, глубинно удовлетворён и радостен. Это всё тот же Лоуренс, даже свободнее и счастливее. Ведь он следует за обеими потребностями и путь этот успешен.
Он надел маску гения – и она села слишком плотно.
Ломающие моменты и динамика.
Первый переломный момент (между его мотивами) - необходимость казнить ранее спасённого в пустыне Гасима. Убийство, тем более такое бессмысленное противоречит его нравственности. Он совершает необходимое, что надламывает его. Позже Лоуренс скажет что "ему понравилось это", но предположу что речь шла не об убийстве, а о личном величии.
Второй момент - амбициозное решение перейти пустыню влечет смерть мальчишки-слуги в зыбучих песках. Эта смерть только на его руках, ведь мальчик шёл именно за Лоуренсом, и тот не смог спасти его.
Герой хочет покинуть столь разрушительную для него пустыню, но военные подчеркивают его исключительность, отвагу и уговаривают продолжить.
Лоуренс становится звездой, ослепленной собственным сиянием. К нему начинает прирастать маска "величия". И с этого начинается его моральное падение.
Подрыв поезда, необходимость пристрелить из жалости второго мальчишку-слугу, т.к. никто больше не готов это сделать, потеря приверженцев, отказ следовать за Лоуренсом и невозможность выполнить обещанное английским военным. Герой ещё сохраняет фасад величия, но внутри уже идёт разрушение. Он больше не искренен, не ценит находящихся рядом людей, мы больше не видим его детскую часть. Словно маска из гипса застыла и больше не двигается вместе с лицом на котором вылеплена.
Будучи не готовым встретиться с реальностью, Лоуренс продолжает следовать ранее успешной тактике наглости, но в этот раз она приводит его к пыткам. Эта ситуация была особо болезнена, тк он буквально не мог ничего предпринять. Ведь ранее он не соглашался с "правилами игры", он их обходил, переписывал, боролся. Думаю Лоуренс прочувствовал бы эпиграф этого дневника, который я всё же процитирую: «Я человек, свято и отчаянно верующий в чудо. В чудо неизбежной и несомненнейшей победы безногого солдата, ползущего на танки с голыми руками. В чудо победы богомола, угрожающе топорщащего крылышки навстречу надвигающемуся на него поезду. Раздирающее чудо, которое может и должен сотворить хоть единожды в жизни каждый отчаявшийся, каждый недобитый, каждый маленький». (С) Егор Летов
Третий переломный момент. После пыток Лоуренс треснул. Актёр очень хорошо отыгрывает нервную болезнь, психический конфликт, невозможность жить так. Но изысканные манипуляции Генерала на исключительности и "ты войдешь в историю" сработали снова. Вот только продолжение разрушает былого Лоуренса. Гипсовая маска прикипает к лицу, но трещины уже не спрятать – она начинает осыпаться вместе с ним. Он становится циничен и в моменте нападения на ослабленных турок предаёт свой принцип гуманности и минимизации жертв. Мы видим как герой борется с этим решением, но уже невозможно сложно для него поступить правильно.
Разоблачение иллюзий. Дамаск взят. История вписала его имя золотыми буквами. Но сам он стоит у разбитого корыта. Ведь реальность очень больно бьёт тех кто долго и упорно её игнорирует. Техническая цель достигнута, но символическая повержена. Арабы разрознены и не готовы договариваться, Лоуренс истощен и сломлен. Он сделал невозможное ради своих идеалов – и остался ни с чем.
В этой гонке герой даже позабыл про то, что было так важно для него раньше - человеческие жизни. Госпиталь турецких пленных в полном запустении. Соотечественник бьет его по лицу и обзывает "черномазым", чем делает так больно в последний раз. Гипсовая маска величия осыпается. Но осыпается не просто маска — рассыпается сам Лоуренс, теряя себя.
Причины. Лоуренс незаконорожденный сын, носящий фамилию матери. Возможно из этого факта произрастает его жажда выделиться и доказать свою особенность. Возможно поэтому он так ищет признания и причастности хоть к какой-то группе. Он был чужим среди арабов, он не такой как военные англичане.
Финал. Несколько раз за фильм звучит главный вопрос: "Кто ты такой?". Англичане с которыми он был рядом в этот исторический отрезок времени разнятся в показаниях. От этого еще сильнее цепляет момент, когда простой солдат так самоотверженно защищает его: "Как вы смеете такое говорить! Он был великим человеком! Я не знал его, но имел честь пожать ему руку!".
И в этой самоотверженности и готовности защищать честь незнакомого человека так много того самого, былого, настоящего Лоуренса.
Сам герой так и не ответил на главный вопрос: "Кто ты?". Возможно, потому что ответа нет. Возможно, потому что ответ, который он искал всю жизнь, умер в песках Аравии.
Этот текст обращен преимущественно на психологические аспекты данного произведения: мотив и динамику личностности главного героя. Антропоцентричный взгляд заставляет меня отодвинуть на второй план историческую и политическую составляющие как менее важные.
читать дальшеФактура. В фильме нет закадрового голоса, многолов героя, соучастники событий не высказывают мнения о поступках и мотивации. Здесь нет объяснений 'почему и зачем?' – только факты.Это вынуждает внимательнее вглядываться в игру актеров, прислушиваться к немногословным и оттого таким ёмким репликам. Мы вовлекаемся и интерпретируем, составляем собственную картину причинно-следственных связей.
Не это ли искусство?
Герой в начале своего пути. Мы видим дурашливого, игривого, но трепетного и нежного главного героя - Лоуренса. Он "не от мира сего". В нём есть некая болезненность "я не такой как все". Но она не запирает его от мира, а наоборот, толкает вовне. Лоуренс не прячет свою "инаковость", а несёт её как знамя. Он отпускает странные и неуместные комментарии, играет с огнём спички, дерзит старшим и мы увидим множество этих проявлений в первой половине произведения.
Лоуренс человек гуманных взглядов и обладатель морального компаса. Не смотря на военную среду, он не разделяет господствующий взгляд на "ущербность арабов", потому что видит в них людей. Он подружился со своим гидом и когда того застрелили у колодца, он отстаивал свои взгляды на недопустимость пустого и бессмысленного насилия, не смотря на очевидную убыточность и рискованность.
Мотивы. В его самоотверженной поддержке арабов есть два мотива: жажда справедливости и стремление к признанию своей исключительности ("я не такой как вы, но я особенный и заслужу признание"). До определенного момента эти мотивы совпадали, даруя главному герою чувство глубочайшего удовлетворения (успешный переход через пустыню, столь невероятное спасение потерявшегося Гасима, успешные переговоры со вторым народом).
В этой точке, действия Лоуренса ведут к желаемому результату. Он смел, успешен и может созидать иную от навязанной реальность. Его принимают арабы, даруя одеяние шарифа. В трогательной сцене танца с одеждой, мы видим как он по-настоящему, глубинно удовлетворён и радостен. Это всё тот же Лоуренс, даже свободнее и счастливее. Ведь он следует за обеими потребностями и путь этот успешен.
Он надел маску гения – и она села слишком плотно.
Ломающие моменты и динамика.
Первый переломный момент (между его мотивами) - необходимость казнить ранее спасённого в пустыне Гасима. Убийство, тем более такое бессмысленное противоречит его нравственности. Он совершает необходимое, что надламывает его. Позже Лоуренс скажет что "ему понравилось это", но предположу что речь шла не об убийстве, а о личном величии.
Второй момент - амбициозное решение перейти пустыню влечет смерть мальчишки-слуги в зыбучих песках. Эта смерть только на его руках, ведь мальчик шёл именно за Лоуренсом, и тот не смог спасти его.
Герой хочет покинуть столь разрушительную для него пустыню, но военные подчеркивают его исключительность, отвагу и уговаривают продолжить.
Лоуренс становится звездой, ослепленной собственным сиянием. К нему начинает прирастать маска "величия". И с этого начинается его моральное падение.
Подрыв поезда, необходимость пристрелить из жалости второго мальчишку-слугу, т.к. никто больше не готов это сделать, потеря приверженцев, отказ следовать за Лоуренсом и невозможность выполнить обещанное английским военным. Герой ещё сохраняет фасад величия, но внутри уже идёт разрушение. Он больше не искренен, не ценит находящихся рядом людей, мы больше не видим его детскую часть. Словно маска из гипса застыла и больше не двигается вместе с лицом на котором вылеплена.
Будучи не готовым встретиться с реальностью, Лоуренс продолжает следовать ранее успешной тактике наглости, но в этот раз она приводит его к пыткам. Эта ситуация была особо болезнена, тк он буквально не мог ничего предпринять. Ведь ранее он не соглашался с "правилами игры", он их обходил, переписывал, боролся. Думаю Лоуренс прочувствовал бы эпиграф этого дневника, который я всё же процитирую: «Я человек, свято и отчаянно верующий в чудо. В чудо неизбежной и несомненнейшей победы безногого солдата, ползущего на танки с голыми руками. В чудо победы богомола, угрожающе топорщащего крылышки навстречу надвигающемуся на него поезду. Раздирающее чудо, которое может и должен сотворить хоть единожды в жизни каждый отчаявшийся, каждый недобитый, каждый маленький». (С) Егор Летов
Третий переломный момент. После пыток Лоуренс треснул. Актёр очень хорошо отыгрывает нервную болезнь, психический конфликт, невозможность жить так. Но изысканные манипуляции Генерала на исключительности и "ты войдешь в историю" сработали снова. Вот только продолжение разрушает былого Лоуренса. Гипсовая маска прикипает к лицу, но трещины уже не спрятать – она начинает осыпаться вместе с ним. Он становится циничен и в моменте нападения на ослабленных турок предаёт свой принцип гуманности и минимизации жертв. Мы видим как герой борется с этим решением, но уже невозможно сложно для него поступить правильно.
Разоблачение иллюзий. Дамаск взят. История вписала его имя золотыми буквами. Но сам он стоит у разбитого корыта. Ведь реальность очень больно бьёт тех кто долго и упорно её игнорирует. Техническая цель достигнута, но символическая повержена. Арабы разрознены и не готовы договариваться, Лоуренс истощен и сломлен. Он сделал невозможное ради своих идеалов – и остался ни с чем.
В этой гонке герой даже позабыл про то, что было так важно для него раньше - человеческие жизни. Госпиталь турецких пленных в полном запустении. Соотечественник бьет его по лицу и обзывает "черномазым", чем делает так больно в последний раз. Гипсовая маска величия осыпается. Но осыпается не просто маска — рассыпается сам Лоуренс, теряя себя.
Причины. Лоуренс незаконорожденный сын, носящий фамилию матери. Возможно из этого факта произрастает его жажда выделиться и доказать свою особенность. Возможно поэтому он так ищет признания и причастности хоть к какой-то группе. Он был чужим среди арабов, он не такой как военные англичане.
Финал. Несколько раз за фильм звучит главный вопрос: "Кто ты такой?". Англичане с которыми он был рядом в этот исторический отрезок времени разнятся в показаниях. От этого еще сильнее цепляет момент, когда простой солдат так самоотверженно защищает его: "Как вы смеете такое говорить! Он был великим человеком! Я не знал его, но имел честь пожать ему руку!".
И в этой самоотверженности и готовности защищать честь незнакомого человека так много того самого, былого, настоящего Лоуренса.
Сам герой так и не ответил на главный вопрос: "Кто ты?". Возможно, потому что ответа нет. Возможно, потому что ответ, который он искал всю жизнь, умер в песках Аравии.